В начале XIX века полковник Джеймс Тод, первый историк Раджастана, назвал Удайпур «самым разнообразным и романтичным местом на всем субконтиненте».
Как и другие города в Раджастане, Удайпур назван в честь основателя — махарану (короля) Мевара Удай Сингха II, который искал место для новой столицы после взятия мусульманскими захватчиками старой столицы Читтора. Соорудив дамбы на местных реках, он создал несколько озер, соединенных каналами, — так возникла «Восточная Венеция». Удай Сингх II перекрыл дамбой речку, которая текла из озера Фатех Сагар, за¬топив деревушку Пичоли, — так возникло озеро Пичола. Оно небольшое, всего 3x4 км, и неглубокое. В засушливые годы, которые в последнее время случаются нередко, озеро наполовину пересыхает и к островкам можно добраться пешком. Но после обильного муссона 2005 года озеро вернулось в свои берега
Исторически столицей Мевара был Читтогарх. Местный правитель считался старшим из всех раджпутских князей. После разорения Читтогарха могольскими войсками под предводительством Акбара раджа выбрал возвышенное место и начал в 1570 г. строительство новой укреплённой резиденции.
Согласно древней легенде, место для новой столицы Удай Сингху указал один из монахов, который часто приходил на холм у озера Пичола. На этом холме, под защитой хребта Аравали и заложили новый город Удайпур, который назван в честь своего основателя махараны Удай Сингха II. Не один раз моголы пытались захватить этот город, но им так и не удалось подчинить его себе.
Этот замечательный город часто называют «восточной Венецией» или «городом озер», а еще «белым городом», ведь все дома здесь покрашены в белый цвет.
В настоящее время Удайпур соперничает с Джайпуром и Джодхпуром за звание главного туристического центра Западной Индии. Город полон живописных дворцов, расположенных по берегам озёр, которыми Удайпур издавна славится. Удайпур упоминается в «Книге джунглей» Киплинга как место рождения пантеры Багиры.
Pratap Memorial Park
Statue of Rana Pratap Singh
Севернее озера Пичола находится Фатех Сагар — окружённое холмами озеро, в ценре которого расположен Парк Неру.
Среди наиболее известных памятников Удайпура — комплекс дворца раджей (XVI—XVIII вв.), Приозёрный дворец из белого мрамора и дворец Джаг-Мандир, в котором Шах-Джахан скрывался от гнева своего отца Джахангира.
City Palace
Приозерный дворец из белого мрамора (The Lake Palace). Расположен на острове Джаг Нивас (Jag Niwas Island), посреди озера Пичола. Раньше это был летний дворец махараджи, а теперь здесь расположился роскошный отель.
Дворец Джаг Мандир, расположенный на острове к югу, мало изменился с того времени как был построен Каран Сингхом в 1615 г. Он назван по имени Джагат Сингха, который расширил первоначальное сооружение. Задуманный как маленький Раджпутский дворец, он никогда не использовался в качестве такового; Каран Сингх предложил здесь убежище моголскому принцу Кхуруму (впоследствии ставшему императором Шах Джаханом), изгнанному его отцом, императором Джахангиром, в 1620-х гг. Кхурум наследовал своему отцу все еще находясь в Удайпуре и моголское собрание по этому случаю прошло здесь, в разрез с утвердившимся представлением о Раджпутско-моголской вражде. Во время Мятежа 1857 г. остров снова послужил в качестве безопасного пристанища, на этот раз европейским женщинам и детям.
Главное здание, обращенное к Городскому Дворцу, под куполообразной крышей украшено тщательно выполненной каменной мозаикой. Перед ним находится зеленый мраморный chhatri, покрытый резными изображениями виноградной лозы и цветов, который является центральной фигурой сада, охраняемого каменными статуями слонов. Единственными обитателями Джаг Мандира помимо птичьих стай являются три княжеских слуги, которые ухаживают за садом и выращивают цветы для празднований махараны.
Вид на Удайпур с острова Джаг-Мандир.
Oberoi Hotel
Udaipur Bathing Ghat
"Сад дев чести", Сахелион-ки-Бари, расположенный примерно в 2 км на север от Хатхи Поул, был заложен Санграм Сингхом в начале XVIII века для развлечений и забав дам княжеского дома. Раскинувшийся вокруг тенистого внутреннего дворика сад с фонтанами должно быть когда-то был чудесным местом для отдыха, но сегодня здешние фонтаны работают только по просьбе посетителей, а в центре внимания находится широкий ассортимент местных деревьев и цветов. Во время муссонов пруд с лотосами позади внутреннего двора горит яркими цветами.
Храм Джагдиш, возвышающийся над главным перекрестком немного к северу от Городского Дворца храм Джагдиш представляет собой центр постоянной кипучей деятельности. Он был построен в 1652 г. и посвящен Богу Джаганатху, аспекту Вишну, его внешние стены и высокая шикхара украшены богатой резьбой с фигурами Вишну, изображениями сцен из жизни Кришны, а также танцующих apsaras (нимф). Просторная мандапа ведет к святилищу, где среди цветов восседает статуя Джаганатха из черного камня, а в маленьком приподнятом алтаре перед храмом стоит бронзовое изображение Гаруды, получеловека, полуптицы, использовавшегося Вишну в качестве средства передвижения. С каждой стороны главного храма расположены меньшие святилища Ганеша и Ханумана.
На восточном берегу озера Пичола находится Городской дворец Удайпура — самый большой дворец Раджастана, увенчанный балконами, башнями и куполами. Его строительство было начато махараджей Удай Сингхом II и велось на протяжении 300 лет. С верхних террас дворца открывается прекрасный вид на озеро и город., его музей полон зеркальных инкрустаций и разноцветных сияющих окон, мозаик и орнаментов.
Удайпурский чарующий Городской Дворец из мягкого желтого камня стоит на скалистом мысу на северо-западном берегу озера Пичола, его крепкий корпус без окон венчают нарядные башни и навесы. Одиннадцать составляющих его махалов (дворцов), построенных рядом махаран в течение трехсот лет, которые последовали за основанием Удайпура в 1559 г., и характеризующихся исключительным мастерством, вместе образуют самый большой в Раджастане княжеский комплекс. Часть дворца в настоящее время является музеем.
Куда не взглянете, мраморные и гранитные стены покрыты живописными миниатюрами, украшены керамической плиткой или сверкающей мозаикой из цветного стекла и зеркал, а кадая комната горит в лучах света, рассеянного сквозь оконные витражи. Узкие переходы с низкими крышами связывают различные махалы и внутренние дворы, создавая эффект лабиринта, для того, чтобы предотвратить неожиданное вторжение вооруженных врагов.
Sun terrace