Замок Пьерфон был построен в политических целях, разрушен в политических целях и восстановлен по тем же причинам. Являясь постоянным заложником своих хозяев – королей, принцев, маркизов – он принимал участие в самых головокружительных интригах, являясь при этом настоящим боевым, фортификационным сооружением, выдержавшим множество осад и сражений.
Замок Пьерфон был построен вблизи Компьеня (Compiegne) в XII веке. На рубеже XIV-XV веков, в разгар столетней войны, герцог Людовик Орлеанский получает эти земли от своего брата – короля Карла VI. Пьерфон и окрестные земли Крепи (Crepy), Бетизи (Bethhisy), Ля Ферте-Милон (La Ferte-Milon) входят в состав графства Валуа. Людовик Орлеанский был регентом при потерявшем рассудок короле и обеспечивал управление государством до своей смерти. В начале XV века по приказу Людовика Орлеанского строятся новые и переделываются уже существующий замки и оборонительные сооружение в долине рек Уаз (Oise) и Урк (Ourcq). Работы по переделке замка Пьерфон возглавляет королевский архитектор Жан Черный (Jean Le Noir). Строительство завершилось уже после смерти Людовика Орлеанского, убитого в 1407г. по приказу своего кузена герцога Бургундского Жана Бесстрашного. Мощные стены нового замка успешно отражают многочисленные осады англичан, бургундцев и королевских войск.
В плане замок Пьерфон прямоугольный, со сторонами 103 м и 88 м, при этом толщина его стен составляет около 6 метров. Во внутреннем дворе, который называется Двором Чести, находится конный памятник Людовику Орлеанскому - сыну короля Карла V и брату короля Карла VI, при котором он состоял регентом. Идея строительства замка Пьерфон принадлежала именно ему – подобное мощное укрепление нужно было Людовику Орлеанскому в его непрерывных политических и военных авантюрах.
После смерти регента в 1407 году замку Пьерфон неоднократно приходилось доказывать, что роскошь его внутренних интерьеров не мешает оставаться замку неприступной боевой крепостью – разразившаяся гражданская война принесла с собой смуту.
В конце-концов в XVI веке замок попадает в руки Антуана д’Эстре, маркиза де Кёвр, отца красавицы Шабриэль д’Эстре, - фаворитки короля Генриха IV Наварского. В начале XVII века маркиз де Кёвр, сын Генриха IV и Габриэль д’Эстре принимают сторону принца Кондэ в борьбе высшей аристократии Франции и молодого короля Людовика XIII, сына Генриха IV и его второй супруги Марии Медичи. В середине XVII века замок разрушают по приказу кардинала Ришелье. В начале XIX века развалины замка являются местом романтического отдыха.
В 1813 году император Наполеон I покупает эти земли, благо находятся они в непосредственной близости от его Компьенской резиденции. Наполен III (племянником он Наполеону Главному являлся), избранный президентом Франции в 1848 г. и ставший императором в 1853, владеет дворцом в Компьене. А так как он являлся фанатом археологии, то и обращает он свое особое внимание на восстановление замка Пьерфон, который должен стать его королевской резиденцией. Работы возглавляет лучший специалист по средневековой архитектуре Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), который руководил реконструкцией замков и соборов (на его счету Парижский Нотр-Дам и Шартрский Собор).
Рабочий стол Великого человека. За ним работал Вьоле ле Дюк.
Реставрация замка начинаеся в 1857г. Вторая империя, как всем известно из школьного курса истории, пала в 1870-71гг. А в 1879 г. архитектор Виоле-лё-Дюк скончался. Работы по восстановлению замка Пьерфон продолжаются до 1884 г и руководит ими ученик Виоле-лё-Дюка архитектор Ураду.
Самыми красивыми являются два сообщающихся зала – Гербовый зал и зал рыцарских дам. Их оформление было заказано в период второй империи – об этом свидетельствует общий выдержанный стиль и весьма характерная для того периода мебель. Вдоль стены зала расположены стилизованные гербы. Зал поражает своими размерами, весьма необычными для средневековых замков: 64м в длину, 9.5 в ширину и 12 – в высоту. В южной части зала 5 фигур рыцарей. А над камином в северной – 9 рыцарских дам, которые олицетворяют античных богинь. Круговые диваны в центре зала тоже сделаны по эскизам лё-Дюка. Находящиеся здесь до недавнего времени доспехи из коллекции Наполеона III были перенесены в Париж в Музей вооруженных сил в комплексе Инвалидов.
Внутри замка очень интересны рисунки, показывающие в насколько руинированном состоянии он находился до начала реставрации.
Стены замка Пьерфон и его внутренних построек украшены барельефными изображениями мифолoгических чудовищ. В гостиной представлены разные химеры и прочие чудища – фантастическая фауна средневековья, вырезанная из венгерского дуба Виоле-лё-Дюком.
В зале гипсовых работ представлены его же эскизы-работы, которые использовались потом как образцы для каменных скульптур при оформлении восстановленного замка.
И большой макет замка, который выполнен из камня и весит 4 тонны.