ДИАНА ДЕ ПУАТЬЕ
Над бледным мрамором склонились к водам низко
Струи плакучих ив и нити бледных верб.
Дворцов Фонтенебло торжественный ущерб
Тобою осиян, Диана-Одалиска.
Богиня строгая, с глазами василиска,
Над троном Валуа воздвигла ты свой герб,
И в замках Франции сияет лунный серп
Средь лилий Генриха и саламандр Франциска.
В бесстрастной наготе, среди охотниц-нимф
По паркам ты идешь, волшебный свой заимф
На шею уронив Оленя-Актеона.
И он — влюбленный принц, с мечтательной тоской
Глядит в твои глаза, владычица! Такой
Ты нам изваяна на мраморах Гужона. М. Волошин
В ночь на 25 апреля 1566 года Диана де Пуатье заснула, с улыбкой вспоминая своего Генриха. Больше она уже не проснулась. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора как истиной античной богине. И вот уже пятый век в конце каждого года поклонники приносят к этому памятнику две белые розы - одну от себя, другую как бы от Генриха. Недаром же он когда-то написал возлюбленной: "Моя любовь охранит Вас и от времени и от самой смерти"…
Земля Анэтум упомянута в начале XII в. в картикулярии шартрского аббатства Сен-Пер-э-Валле (фр. Saint-Pere-en-Vallee). В то же столетие была сооружена феодальная четырёхбашенная крепость с круглым донжоном. В ней останавливался в 1207 г. Филипп Август, перед атакой Нормандии из-за близости границы с последней — реки Эр . Эту крепость разрушили в 1378 г. по приказу Карла V, после восстания Карла Злого, сеньора Анэ. За бывшими конюшнями и сегодня сохранились следы того сооружения.
В декабре 1444 г. Карл VII даровал своему верному советнику, камергеру Пьеру де Брезе?, сеньориальные права на четыре владения, в числе которых Анэ, за заслуги последнего в войне против англичан и, особенно, за завоевание Нормандии.
Сын Пьера де Брезе Жак, Великий Сенешаль Нормандии построил в Анэ около 1470 г. дом, кирпичную кладку стен которого оттеняли детали из тёсанного камня. Он находился за существующей ныне часовней. Довольно унылое по отзывам сооружение украшали люкарны с декором в стиле пламенеющей готики и лестничная башня. Рядом располагались конюшня и псарня. Жак де Брезе женился на Шарлотте Французской, дочери Карла VII и Аньес Сорель, сводной сестре Людовика XI. В 1477 г. в небольшом замке Рувр (фр. Rouvrest), в лье от Анэ, Жак застал супругу в постели с оруженосцем. После на телах любовников насчитали более 100 ударов меча разъярённого супруга. Приговорённый к смерти, господин де Брезе был однако помилован, но всё его имущество и должности отошли королю, однако впоследствии недвижимость возвращена сыну, Луи. Спустя три года после воцарения Карл VIII отменил приговор в отношении Жака де Брезе, вернув ему титулы и звания . После кончины Жака в 1490 г. Луи де Брезе унаследовал титулы графа Молеврие, сеньора Анэ, Великого Сенешаля Нормандии и Главного Егермейстера Франции, став таким образом одним из высокопоставленных лиц государства. Овдовев (первая супруга Катрин де Дрё) Великий Сенешаль, пятидесяти шести лет от роду, 29 марта 1515 г. сочетался браком в присутствии короля, королевы и «Сеньории» с пятнадцатилетней Дианой де Пуатье.
Через некоторое время после кончины супруга Диана стала фавориткой Генриха Орлеанского, сумев сохранить привязанность принца до его гибели, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. В 1546 г. Филибер Делорм представляет заказчице планы переустройства замка Анэ. В 1547 г., за несколько недель до смерти Франциска I, приступают к осушению болота, устройству садов, фундаментов и подвалов замка и служб. Архитектор, ставший к тому времени Главным управляющим королевских зданий, должен сам следить за строительством. Так хочет король. «Он гневался на меня, когда я не приезжал туда достаточно часто» — писал Делорм. В следующем году завершают центральный жилой корпус, продолжающий старый особняк де Брезе, который Диана пожелала сохранить. В 1550 г. возводят правое (восточное) крыло и часовню, в 1551 г. — левое (западное) крыло, а знаменитый портал Анэ — в 1552 г. Эта дата окончания строительства вырезана на замковом камне ворот.
Западный корпус
Западный корпус — единственное сохранившееся из образовывавших почётный двор крыло замка. Ныне для посещения открыта часть апартаментов. В интерьерах, в основном сохранивших отделку времён маршала Вандома, выставлена мебель XVI—XVIII вв., живопись 2-ой школы Фонтенбло, керамика работы Бернара Палисси [3] и Андреа делла Роббиа [4], скульптура Пюже, личные вещи Дианы, а также прядь её волос, похищенная при осквернении могил в 1795 г. революционерами. В одном из кабинетов 1-го этажа сохранился пол, выложенный зелёной плиткой, изготовленной в Руане керамистом Абакеном: в XVI в. при Диане такой кафель был по всему замку. Зал Гвардии в бельэтаже украшен картинами, в том числе предполагаемым портретом Дианы де Пуатье работы Приматиччо, и гобеленами, иллюстрирующими Историю Дамы Оленя. Эти шпалеры, выполненные по приказу Генриха II, чтобы украсить Анэ, сотканы по эскизам Жана Кузена в 1552—1555 гг..В маленькой угловой башенке сохранились оригинальные витражи, выполненными по эскизу Ж. Кузена.
Замок Анэ стал блестящим образцом французской архитектуры Возрождения, где само здание замка строилось с учётом прилегающего парка, что являлось оригинальным для той эпохи решением. Неслучайно этот шедевр заслужил восторженные отзывы Рабле и Жоашена Дю Белле.
В эпоху террора местные революционеры захватывают погребальную часовню, используя её как зал заседаний Революционного трибунала и для размещения Национальной гвардии. Тогда на фасаде появляются надписи «Смерть тиранам» и «Общественное благоденствие».18 июня 1795 г. группа санкюлотов под предводительством двух комиссаров комитета Общественного спасения Дрё разрушила могилу фаворитки Генриха II и двух её внучек. Останки выбросили в яму, вырытую рядом с апсидой часовни.
Школа изящных искусств в Париже. Справа виден портик замка Анэ. Арх. Ф. Делорм.
В конце января 1798 г, после депортации герцогини Орлеанской, замок выставлен на продажу администрацией департамента Эр-э-Луар. Сначала распродают обстановку. Затем земля разделена на четыре лота. Тот, что включал замок и сады, приобретён двумя перекупщиками участков за 3 200 000 франков, которые ради компенсации понесённых затрат распродают всё, что можно: сточные желоба, полы, камины, деревянные панели, двери и даже соскобленную позолоту.
К счастью, один любитель искусств сумел спасти часть сокровищ замка. Ещё в 1797 г. Александр Ленуар, создатель Музея памятников Франции в Париже, смог добиться покупки государством большей части рассеянных элементов могилы Дианы. Надгробная статуя, саркофаг из чёрного мрамора, использовавшийся как корыто для кормёжки свиней на близ лежащей ферме, алтарь работы Пьера Бонтана [1] будут перевезены в Париж. Впоследствии, когда предприимчивые владельцы примутся за само здание, Ленуар постарается спасти от разрушения основные детали: фонтан «Диана с оленем», барельефы «Нимфа Анэ» и «Летящие фигуры Славы» с портала и даже портик главного главного корпуса найдут пристанище в его музее (последний ныне в Школе изящных искусств). Именно по случаю этих приобретений, 29 октября 1802, Бонапарт, тогда Первый Консул, посетит замок прежде, чем отправится за несколько километров от Анэ, на поле битвы Иври.
В 1804 году опустошённое жилище Дианы попадает в руки нового владельца, некоего Демонти (фр. Demonti), который сначала вырубил все деревья в парке, а затем принимается за снос зданий. Он взрывает центральный корпус и правое крыло. Чудом, не задевают часовни Делорма. Жители Анэ не понимают причин этого варварского разрушения. Падение рабочего с кровли при демонтаже левого крыла в 1811 г. провоцирует спор рабочих с подрядчиком, который перерастает в настоящий бунт, угрожающий владельцу-вандалу, спасающемуся бегством. Это остановит дальнейшее разрушение. То, что осталось от замка, находится в заброшенном состоянии до тех пор пока в 1820 г. земля не выкуплена вдовствующей герцогиней Орлеанской.
Chateau d'Anet, near Dreux, France, 1882-1884.
Замковая часовня
За главными воротами сегодня справа расположена часовня, одна из любимых работ Ф. Делорма. План её имеет вид греческого креста. Кессонам купола, одного из первых строившихся во Франции, отвечает рисунок мраморного пола, в точности повторяя их проекцию, фонарю в центре соответствует розетка, выполненная из мрамора разрушенного дворца римских императоров. Барельефы, украшающие своды, выполнены мастером круга Ж. Гужона. Статуи двенадцати апостолов долгое время приписывали Жермену Пилону. Над входом сооружены хоры, с которых Диана де Пуатье слушала мессу. Малые двери, выходящие на паперть, сохранили резные панели с гербами короля и Дианы. В 1979 г. снова расположился в часовне выполненный по эскизам Ф. Делорма алтарь, оказавшийся в запасниках Лувра.
Погребальная часовня
Главный фасад, построенного из кирпича и камня здания, оформлен коринфскими пилястрами, обрамляющими дверь и две ниши со статуями Веры и Милосердия. Круглый проём над дверью окружают символические изображения Нового и Ветхого завета. Над антаблементом располагается скульптурная группа из фигур Слав на саркофаге с гербом Дианы. В центре однонефной сводчатой часовни над криптой расположен кенотаф чёрного мрамора с фигурой коленопреклонённой молящейся Дианы де Пуатье, приписываемый П. Бонтану. Алтарь со сценой поклонения волхвов, с большей достоверностью является произведением этого мастера. Изуродованный в эпоху Революции, он первоначально нёс статую Девы Марии, покровительницы часовни.
Забальзамированное тело Дианы де Пуатье пролежало в склепе нетленным почти два столетия. В годы Великой французской революции санкюлоты, пожелавшие бросить тело фаворитки Генриха II в общую могилу, вскрыли ее гроб. Перед собравшимися предстала все та же прекрасная Диана-охотница: правильный овал лица, чувственный рот, нежные веки с темными густыми ресницами, прикрывшие глаза… Она казалась спящей, и только грубые прикосновения, обратившие платье красавицы в прах, разрушили сказочное ощущение ее присутствия в реальном мире. Тело Дианы было погребено вобщей могиле, а воспарившая на небеса около двух столетий назад душа, все так же нежась в объятиях любимого Генриха II, наверное, насмехалась над беснующейся массой.
В 1-ю мировую госпожа де Лёсс (фр. de Leusse), дочь Ф. Моро, устроила в замке больницу Красного креста, где самоотверженно работает сама.
В июне 1940 г. монастырь кордельеров подвергается бомбардировке и исчезает в пламени пожара вместе с богатым собранием книг и мебели, содержавшимся в нём. Затем замок занят немецкими военными. В 1944 г., во время боёв Освобождения, бомбы, пощадили здание, но при подрыве вражеской бронетехники пострадало около тридцати гектаров лесопарка.
Реставрационные работы, прерванные войной, разворачиваются с новой силой и продолжаются по сей день.
В 1965 г. в замке снимали начальные сцены фильма «Шаровая молния».
С 25 марта 1993 г. весь замок обладает статусом памятника истории.
Главные ворота — триумфальная арка во славу богини охоты (реставрированы в 1951—1956 гг.). Над проездом на мраморной плите вырезана латинская надпись: «Ph?bo sacrata est almae domus ampla Dianae Verum accepta cui cuncta Diana refert.» (Это великолепное жилище было посвящено Фебом прекрасной Диане, которая взамен предлагает всё то, что она получила) Справа от портала надо рвом расположены кирпичные террасы, каменные завитки балюстрады которой рисуют вензель Дианы и Луи де Брезе. Террасы протянулись до «Павильона псовой охоты» (реставрирован в 1950 г.). Симметричный ему носит название «павильон Правительства», западные же террасы уступили место павильону, построенному герцогом Вандомом. Ряд строений замыкает погребальная часовня (реставрирована в 1959—1967 гг.).