Кхаджурахо - одна из основных достопримечательностей Индии. Представляет собой
комплекс индуистских и джайнистских храмов, некоторые из которых украшены снаружи скульптурными композициями, иллюстрирующими сцены из "Камасутры". Храмы были открыты для европейцев в 1838 году англичанином Т.С.Бартом.
Каджурахо - небольшая деревенька в индийском штате Мадья Прадеш. На 3 тыс. местного населения здесь 22 Храма Кама-Сутры (когда-то их было 85). Эти Храмы - самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом. Интерес к ним столь велик, что в этой деревне есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
В прежние времена, при индуистской династии Чанделла, тогда еще город Кхаджурахо был культурной столицей, было это в период с X по XII вв. Знаменитые Храмы Кхаджурахо строились в течение 200 лет, с 950 по 1150 год. Всего было построено более 80 храмов, до наших дней сохранились лишь 25 из них , все они сосредоточены на участке площадью в 21 квадратный километр. Весь храмовый комплекс расположен на открытой, отлично просматриваемой территории, не имеет ограждающих их стен. Собственно храмы стоят на мощных платформах, по четырём углам которых в некоторых случаях возведены храмы меньших размеров. Все храмы имеют высокие цоколи с богатой витиеватой резьбой. Именно такими они были построены во времена расцвета Кхаджурахо.
Легенды говорят, что создатели Каджурахо спустились с Луны. Хемавати, прекрасная дочка Брамина, была соблазнена богом Луны, когда купалась в реке ночью. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью, и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.
Шло время, и за столетия запустения и отсутствия ухода и реставрации Храмы буквально заросли джунглями. Местные жители, впрочем, ни на день не забыли о находящейся у них под боком достопримечательности и, в силу своих не слишком больших (а проще говоря – мизерных) возможностей, сохраняли и оберегали Храмы.
Около 20 сохранившихся Храмов Кхаджурахо местные жители и показали англичанам в середине 1800-х годов, и от такой находки англичане были в настоящем изумлении. Впрочем, реставрационные работы начались очень нескоро - лишь в начале ХХ века.
Территория, на которой сегодня доступны храмы Кхаджурахо для многочисленных туристов, разделяется на две части. Западная включает в себя храмы Вараха (Varaha), Лакшмана (Lakshman), Кандарьямахадева (Kandariya Mahadeva), Деви Джагадамби (Devi Jagadambi), Читрагупта (Chitragupta), Парвати (Parshvanath), Вишванатха (Vishvanath) и храм 64 йогини (64 Yoginis). Самым примечательным и прекрасным является храм Кандарьямахадевы. Он был возведен 1017 и 1029 гг. и посвящён Шиве. В оригинальной постройке по краям его платформы имелось ещё 4 храма.
В восточной и южной частях расположились ещё несколько храмов: Брахмы (Brahma), Ваманы (Vamana), Джавари (Jawari), Дуладео (Duladev) и Чатурбхуджи (Chaturbhuja).
На внешних стенах храмов изображены картины секса. Изображения выглядят довольно откровенными и даже неприличными. Среди сексуальных изображений встречаются фрагменты зоофилии.
Считается, что если, увидев их, человек развернется и сбежит, он никогда не сможет достигнуть божества внутри (внутри храма сексуальных сцен нет). Внутри храма - образ Бога, а снаружи - изображения, картины секса, страсти, совокупления.
Смешение религиозного и эротичного в архитектуре храмов наводит на мысль о принадлежности Каджурахо к учению Тантры. В Тантре отношение к сексу священное - как к молитве и медитации. Основная тема храмов Каджурахо - женщина. Вот она пишет письмо, играет с ребенком, накладывает краску для век, страстно танцует, занимается любовью ...
Женщина – невинная, кокетливая, улыбающаяся – бесконечно соблазнительная и прекрасная.
Статуи изобилуют деталями, четко очерчены, вылеплены с совершенным мастерством, но лица их ничего не выражают.
Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия. Храмы и их скульптуры до сих пор вызывают споры о том, зачем были изображены сексуальные картины на внешних стенах храма и каково их назначение.
Изображения женщин и мужчин в любовных позах находятся только на внешней стороне храма. Внутри их нет, там нет даже статуй Бога. Этому есть такое объяснение: только когда вы пройдете насквозь вашу сексуальнось с полной осознанностью, все ее стадии, все измерения, только когда вы дойдете до точки, в которой секс уже больше не имеет значения для вас... Только тогда вы войдете в храм. В противоположном случае вы снаружи храма, ваш интерес там.
В то же время, внутренние скульптуры затёрты туристами в соответствующих местах.
Как и везде, среди туристов преобладают сами индийцы. На храмовой территории имеется вооруженная охрана. По храмам бегает куча обезьян. Чтобы они не слишком докучали туристам, специальные служители гоняют обезьян длинными палками. Но те лишь перебегают с одного места на другое.
Художественная ценность и культурно-историческое значение этих скульптур являются бесспорным фактом. Чаще всего о Кхаджурахо упоминают именно как об историческом памятнике старинной религиозно-эротической скульптуры - эти храмы даже имеют славу 'энциклопедии индийского искусства любви'.
Сегодня храмы Кхаджурахо можно лишь осмотреть (за весьма символическую плату), службы в них не ведутся. Лишь один из них - Матангешвар Махадев (Matangeshwar) - действует постоянно. В нем всегда есть прихожане, читающие нараспев свои молитвы богу Шиве. Ежегодно, чаще всего в марте, в Кхаджурахо проходит грандиозный праздник индийских народных танцев, посмотреть на который съезжаются тысячи туристов.